На Главную страницу nuBO.ru  nuBO.ru / Статьи

Советские сорта пива в кинематографе. Часть 1.

| Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 | Часть 6 | Часть 7 | Часть 8 | Часть 9 | Список |
Несколько заметок о советском пиве в советском же (и постсоветском) кинематографе были написаны мною в разное время для моей страницы в Живом Журнале. Решил собрать их все здесь, в одном месте.
«Весна на Заречной улице» - художественный фильм снятый в 1956-м году режиссерами Феликсом Миронером и Марленом Хуциевым. Основные съемки проводились в Запорожье, частью в Одессе. Фильм был снят черно-белым, но был колоризирован и ниже приведены кадры из цветной версии.
В фильме хорошо и подробно показано как продавали пиво в 50-х годах - в типичном пивном ларьке-палатке. Видна система розлива из деревянной бочки с пивом, видна традиционная форма пивных кружек тех лет. Виден и основной контингент потребителей пива, ведь сюжет фильма крутится вокруг крупного металлургического комбината и вечерней школы для заводских трудяг. Кружки показанные в фильме - с ручкой под два пальца.
Ну и не только разливным пивом жил в то время советский человек, но и бутылочным. В сцене посиделок, хорошо видны бутылки «Жигулевского» с классической желто-синей этикеткой-кольереткой закрытые кронен-пробками без рисунка (очевидно алюминиевыми), видна и пивная кружка и она кстати, уже под три пальца.
Запорожский пивзавод начали строить сразу после войны, в 1946-м году, запустили в эксплуатацию в 1950-м. Ну и если «Жигулевское» именно Запорожского пивзавода, то этикетка должна быть такая:
«Королева бензоколонки» - художественный комедийный фильм, снятый на студии им. А. Довженко в 1962-м году. Фильм снят на территории реально существовавшей в то время АЗС в украинском городе Пирятин (Полтавская область) на трассе Киев - Харьков. Снимать картину начал молодой режиссер Николай Литус, но закончил работу Алексей Мишурин, актрису на главной роли тоже заменили - эстонскую актрису Терье Луйк сменила Надежда Румянцева.
По сюжету фильма, при бензоколонке имеется буфет и в этом буфете - с пивом все нормально! (хотя главная героиня и обвиняет буфетчицу в том, что пиво у нее кислое). Имеется и разливное пиво (хорошо видно как работает система розлива того времени), имеется и бутылочное (отлично видно этикетки «Жигулевского» стандартного желто-синего раскрасса), видны типичные пивные кружки того времени.
Эпизод с батюшкой - просто шедеврален:
- Мне два по сто и в одну посудину и огурчик.
- В одну посудину не положено по инструкции.
- К полумерам - не привык!
Полтавский пивзавод запущен только в 1965-м году, так что «Жигулевское» скорее какого-то из Киевских пивзаводов, и этикетка вероятно такая:
«Дайте жалобную книгу» - художественный фильм, поставленный на киностудии «Мосфильм» в 1964-м году режиссером Эльдаром Рязановым. По сюжету, в Москве работает ресторан «Одуванчик», который пользуется у посетителей дурной славой. Журналист газеты «Юность» Никитин и директор ресторана Шумова пытаются переоборудовать старомодный ресторан в современное молодежное кафе. В итоге, пройдя все перипетии бюрократизма, они достигают своей цели.
Здесь, конечно, шедевральна сцена где Рина Зеленая (пожилая певица в ресторане «Одуванчик») исполняет романс, а знаменитая троица - Трус, Балбес и Бывалый (Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов) с умилением ее слушают. При этом весь стол заставлен бутылками с пивом «Двойное Золотое» (очевидно пивзавода имени Бадаева). Отлично видно этикетку с двумя кольцами, отлично видно фирменную бутылку оригинальной закрученной формы емкостью 0,33 литра. На других кадрах из ресторана эта бутылка тоже видна, так что я не понимаю в чем претензии к «Одуванчику», по крайней мере пиво «Двойное Золотое» там не переводится, а достать его тогда было довольно сложно!
Ну и диалог троицы хорош:
- Он главное спрашивает - почему вы пьете?
- Хм. Не пьет один верблюд, житель пустыни.
- И рыба копченая не пьет, а чего ей пить - она сама закуска.
Этикетка сорта "Двойное Золотое" от пивзавода имени Бадаева того времени была такая:
«Берегись автомобиля» - черно-белая детективная трагикомедия, снятая в 1966-м году режиссером Эльдаром Рязановым на киностудии «Мосфильм». Фильм был колоризирован и приведены кадры из цветной версии.
Конечно, все помнят сцену в пивбаре и «фирменное» пиво что там подают. Фильм снимался в Москве, но какой именно пивбар показан в фильме - неизвестно (мнение что это пивная «Яма» / «Ладья» что располагалась в полуподвальном помещении на углу Столешникова переулка и Пушкинской улицы - ошибочно, я сам там бывал и вход там совершенно другой). Сами сцены в баре возможно вообще снимали в павильоне, но как разливалось пиво и как мылись кружки отлично видно в кадре. Форма кружек тоже весьма специфична для своего времени. Фирменная закуска состоит из воблы и соленых сушек, ну а «фирменное» пиво - это «ёрш»...
Теперь, расскажу про фильм в котором мелькает единственное баночное пиво времен СССР - «Золотое кольцо». Фильм снят как раз в 1980-м году, годе московской Олимпиады, когда это пиво активно производилось. Но удивительно, что это за фильм - это научно-фантастическая дилогия «Через тернии к звездам»! Фильм снят на Ялтинском филиале Киностудии имени М. Горького режиссером Ричардом Викторовым по сценарию Кира Булычева. Банку с пивом разливают на звездолете «Астра» в сцене прощания с профессором Прулем (существом в виде осьминога) когда он прибывает на родную планету Океан. Дело происходит в 2222-м году. Из банки правда льется рубиновая жидкость почти без газа, больше похожее на красное вино, чем на светлое пиво коим «Золотое кольцо» являлось. В прочем банка повернута стороной где название не видно, но вроде проглядывает плотность 13%, слово Lager или значок «Аэрофлота» (были такие версии банок специально для розлива в самолетах «Аэрофлота»). Кроме пива, видна упаковка и отдельные пластинки Апельсиновой жевательной резинки (ее тоже начали производить к Олимпиаде'80). Так что по мнению авторов фильма - пластинки с апельсиновой жвачкой и баночное пиво для советских зрителей - это просто научная фантастика!!!
Разрезанная банка сорта "Золотое кольцо":
«Брестская крепость» - российско-белорусский (нескольких студий) художественный фильм 2010-го года режиссера Александра Котта.
Пожалуй один из самых сильных фильмов о войне за последние годы. Постарались, в меру возможностей, воссоздать правдивую историю защиты Брестской крепости. Показали все - от паники и трусости до героизма и самопожертвования. Нет излишней «чернухи», чем грешат многие современные фильмы, но и фальшивого пафоса советских фильмов тоже удалось избежать. Герои выписаны вполне хорошо, игра актеров на уровне. Основное внимание уделено судьбам отдельных людей, а не героизму безликих «масс». Много достаточно жестких и кровавых кадров, но это не смакуется и вписывается в картину вполне гармонично. Пиротехники поработали не плохо. Особых ляпов не замечено, немецкие танки похожи на Т-III, а вермахт вооружен в большинстве своем все таки винтовками, а отнюдь не «шмайсерами».
Кстати, о деталях. В одной из сцен хорошо видно какое пиво продавали в Брестской крепости:
Это «Столичное» московского пивзавода имени Бадаева (по крайней мере не известно подобных довоенных этикеток других заводов, а этикетка точно довоенная, на сохранившихся экземплярах можно прочесть дату заказа печати в типографии, это 40-й год). Правда бутылка явно не та, это современная поллитровка дизайна как у Криницы (да и современная кронен-пробка не к месту), а в то время разливали в бутылки 0,6, хотя этот сорт мог быть и в 0,3. «Столичное» - это самый дорогой и элитный сорт пива в СССР. Он имел 23% плотности и 7,5% алкоголя по весу (то есть 9,4% по объему - «Балтика 9» со своими 8% - просто отдыхает...). Хотя довоенная версия этого сорта имела «всего» 19% плотности. Так что очень сомнительно что это пиво могло продаваться в Брестской крепости, его и в Москве скорее всего продавали только в «элитных» местах. Но все равно приятно, что авторы фильма старались быть точными даже в мелочах. Кстати, правее пива стоят бутылки с сидром, что тоже сомнительно, хотя работы по созданию советских сидров велись со второй половины 30-х, в продаже они скорее всего появились только после Войны.
«Бумажный солдат» - российский драматический фильм режиссера Алексея Германа-младшего снятый на «Ленфильме» в 2008-м году с участием и других кинокомпаний.
Давно хотел посмотреть эту картину, а тут президент питерского клуба коллекционеров Петр Бондаренко написал, что он консультировал авторов этого фильма о пивных этикетках бывших в 1961-м году. Так что посмотрел фильм и с целью увидеть насколько точно соблюли историю авторы и в таких мелочах, как «правильные» пивные этикетки.
Сначала о фильме. Если «Брестская крепость» - это реализм, то этот фильм - типичный арт-хаус. Мне фильм напомнил работы Киры Муратовой. Хотя в фильме рассказывается о подготовке отряда космонавтов - это самое не важное в фильме, это просто фон на котором главные герои постоянно что-то говорят, а все присутствующие в кадре их не слушают, а тоже выражают свои мысли. Получается этакая какофония мыслей - от вполне серьезных до бессмысленной болтовни. Главный герой рассуждает о героике эпохи, женщины, что им наплевать на космос, а хочется просто жить, а интеллигенция плачется о невыносимости «совка». И если в «Брестской крепости» тема сталинских репрессий звучит еле-еле, то здесь это основная канва, все постоянно говорят о лагерях, о том когда каких родственников посадили, да и сами лагеря между делом тоже показали. Отсюда излишний пессимистический посыл, кто-то еще надеялся что полеты в космос все изменят, а в результате ничего не изменилось, главный герой верящий в космос погиб, а остальные по большей части навострили лыжи за рубеж...
Ну и о пиве. В одной из сцен отлична видна этикетка «Останкинское» Останкинского пивзавода (пьют его в деревне близь Москвы, что правдоподобно):
Этикетка действительно использовалась в 61-м, но прокол в том, что кадры, в котором герои пьют пиво, происходит через 10 лет после основных событий, то есть в 1971-м году, а вот тогда этикетки были уже совсем другие и тут авторы «лоханулись». К тому же «Останкинское» - темный сорт пива, а по кадрам видно, что пиво скорее светлое и разливалось оно в бутылку 0,33 л., а не в 0,5 как в фильме (так как сорт был «элитным»). Опять же, приятно что авторы фильмов пытаются быть точными даже в мелочах, но раз уж взялись за это дело, то надо быть внимательными до конца.

Для своей страницы в Живом Журнале я также уже давно написал два поста про пиво в американском кинематографе, они не совсем вписываются в тему, но приведу их здесь, интересно сравнить как раскрывали тему пива и в американском кинематографе.
Используя кадры из фильма "Враг общества" ("The Public Enemy"), 1931-го года выпуска (режиссер - Уильям Уэллман, в главных ролях - Джеймс Кэгни и Эдвард Вудс) попробую рассказать о культуре потребления пива в США, в начале прошлого века. Дело происходит до и во время введения "сухого закона" в США.
Вот пивоварня Leehman brewing (действие фильма происходит в Чикаго), судя по всему - вымышленная:
Вот "разливайка" при пивоварне. "Пегасы" тогда еще не были изобретены, пиво разливают прямо из кранов (очевидно под собственным давлением), вместо ПЭТов используются жестяные ведерки. На столе лежат лопаточки, не уж-то для снятия пены? Кое-кто их сейчас коллекционирует.
А вот и доставка пива в ведерках потребителю. Для ведерок есть и специальная крышечка.
А вот и несовершеннолетние потребители, сдувают пену с отцовского пива. Мораль - пьешь с детства пиво, будешь гангстером! И пиво в подобной таре, а также посылание папашами своих отпрысков за ведерком пивка судя по всему было повсеместным явлением, так совершенно аналогичный момент есть в фильме "Тупик" ("Dead End") 1937-го года - там тоже парнишка с ведерком говорит, что вот ходил отцу за пивом.
Для баров пиво доставляли конечно в бочонках, но зажиточные граждане (вроде тех же гангстеров) могли себе позволить такой же бочонок пивка. А вот бутылочное пиво в фильме вроде бы и не показано как класс...
Интересно, что для установки такого бочонка на стол под него подставляли специальный тазик (или кастрюлю?).
Процесс наливания пива из бочонка. Наливают в бокалы объемом где-то в полпинты. Кстати и кружки в барах отнюдь не большего объема. А пена - потрясающая!
Не знаю насколько это соответствует действительности, но оказывается во времена введения "сухого закона" пиво было довольно трудно сбыть (очевидно легальному пиву все предпочитали нелегальный крепкий алкоголь?), так что главные герои фильма работают "вышибалами", заставляя владельцев баров закупать пиво определенной пивоварни, в ущерб конкурирующей. Хотя это возможно издержки антиалкогольной пропаганды, в этом фильме, в отличие например от "Ревущие двадцатые или судьба солдата в Америке" ("The Roaring Twenties") 1939 года, где "сухой закон" с большим сарказмом откровенно поносят всякими нехорошими словами, в этом ничего подобного нет.
Хотя позже прочитал в Википедии, что просто показан момент перед самым принятием "сухого закона", когда пивоваренные компании пытались спешно распродать пиво со своих складов.
И теперь о фантастическом фильме Квентина Тарантино в жанре спагетти-вестерна - "Джанго освобожденный" ("Django Unchained"), снятом в 2012-м году. Конечно этот фильм малоисторичен, так как там в 1858-м году вовсю взрывают динамит изобретенный в 1867-м или мы видим копию бюста Нефертити найденный перед I-ой Мировой. Но нас интересует насколько достоверно показано в фильме все, что связано с пивом. А пиву уделено определенное внимание очевидно из-за того, что главный герой - немец - явно любящий свой национальный напиток. Итак, что же мы видим в фильме?
Во-первых - мы видим просто шикарно оформленный салун где-то в глуши Дикого Запада... Главный герой наливает пиво в кружку прозрачного стекла с помощью ручной помпы и судя по всему из каска - розлив ручной помпой был изобретен в конце 17-го века, так что вполне исторично, но маловероятно что стеклянные пивные кружки были уже в то время.
Далее он снимает пену с помощью специального ножа для снятия пены, причем фирменного - на ноже мы видим надпись "…pert Knickerbocker". Вероятно это "Jacob Ruppert Brewing Company" - RupPERT. Именно эта компания и производила некогда культовое нью-йоркское пиво "Knickerbocker". Но Якоб Рупперт старший (Jacob Ruppert, Sr.) купил пивоварню "J&M Haffen Brewing Company" в Бронксе за 700 000 долларов лишь в январе 1914-го года.
Герои пьют явно прозрачное пиво, очевидно, фильтрованное. Лоренц Адальберт Энцингер (Lorenz Adalbert Enzinger) провел свои первые испытания фильтра для пива и получил патент лишь в 1878-м году.
В другой сцене, мы видим как герой пьет бутылочное пиво укупоренное керамической пробкой на хомуте с красной резинкой-прокладкой (свингером). Но Карл Хуттер (Хаттер) получил свой патент на пробку 7 февраля 1893 года, так что пробка не исторична.
Я не являюсь большим знатоком пивоварения США, так что все эти подробности выяснились после обсуждения на сайте БирКульт.

© 1999-2025 www.nuBO.ru
Домашняя страничка Напишите письмо В Фейсбуке ВКонтакте В Untappd В Инстаграме В Живом Журнале В YouToube В Твиттере - X В Одноклассниках
CopyLeft Павел Владимирович Егоров